Добро пожаловать на официальное интернет-представительство Некоммерческого Партнерства "Союз производителей бетона"
Союз создан в 2003 году с целью координирования, регулирования и управления разрозненными отраслями, нормальное функционирование которых необходимо для общего развития рынка бетона. Мы заинтересованы в формировании и укреплении здоровой экономической политики на строительном рынке.






ПРИГЛАШАЕМ ПРИНЯТЬ УЧАСТИЕ


МЫ СОТРУДНИЧАЕМ



НАШИ ПАРТНЕРЫ







АВТОРИЗАЦИЯ
Логин:
Пароль:
Регистрация
Забыли свой пароль?


 

БЕТОН И ЖЕЛЕЗОБЕТОН - СТАТЬИ

Прислать свою статью


11.07.2012

Стратегия развития сварочного производства в стальном мостостроении России

Комментариев: 0 | Количество просмотров: 3969

Автор: В.Г.Гребенчук канд. техн. наук заместитель директора филиала ОАО ЦНИИС «НИЦ «Мосты», руководитель ГАЦ «Мосты»

Сварочное производство в стальном мостостроении России - это основополагающий технологический процесс, как при изготовлении отдельных элементов пролётных строений на заводах России, так и при монтажной сборке и сварке заводских отправочных марок в конкретные пролётные строения на стройплощадках. Именно на сварные соединения приходится более 80% от общего объёма заводских и монтажных соединений.

Сварочное производство конструкций стальных мостов (КСМ) в России при их изготовлении на заводах и при последующей сборке на монтаже, осуществляется по отраслевым (ведомственным) нормативным документам,которыми руководствуются не только специалисты сварочного производства стального мостостроения, но и специалисты проектных институтов, специалисты контрольных и надзорных органов, при изготовлении и монтаже КСМ, представители Заказчика и даже специалисты, занимающиеся эксплуатацией стальных мостов.

Таблица 1

Основные отраслевые нормативные документы сварочного производства стального мостостроения России

Указанные нормы (документы) разработаны в НИИ транспортного строительства (ОАО ЦНИИС) или с его участием, учтён накопленный опыт научных исследований и проектных разработок, а также богатого опыта сооружения стальных мостов в России. В соответствии с указанными нормативными документами и согласно Закону о техническом регулировании ФЗ №148 от 27.12.2002 г. (с изменениями от 2008 года) на все крупные и особо сложные конструкции стальных мостов ОАО ЦНИИС разрабатывает конкретные специальные сварочные документы в порядке научного сопровождения строительства: Технологические Указания (ТУК) по заводскому изготовлению КСМ, Технологические Регламенты (ТР) по монтажной сборке и сварке КСМ, Специальные Технические Условия (СТУ) по сварке КСМ и др.

Таким образом, отечественная стратегия сварочного производства стальному мостостроению направлена на совершенствование и развитие сварочного производства по следующим основным направлениям:

- совершенствование нормативной базы сварочного производства стального мостостроения;

- разработка и внедрение новых технологий сварки при заводском изготовлении КСМ (на заводах);

- разработка и внедрение новых технологий сварки при сборке и сварке КСМ в монтажных условиях (на стройплощадках);

- разработка и последующее внедрение технологий сварки новых марок металлопроката, в том числе высокопрочных и атмосферостойких сталей для конструкций стальных мостов.

Особо следует отметить, что начиная с 2007 г., сварные КСМ вошли в «Перечень групп технических устройств Опасных Производственных Объектов» (ОПО), подконтрольных Федеральной службе по технологическому, экологическому и атомному надзору России (Ростехнадзор РФ). Этим решением, инициированным ОАО ЦНИИС, сварные пролётные строения стальных мостов по степени опасности находятся на одном уровне с нефтепроводами и газопроводами, котлами и резервуарами нефтехимической и газодобывающей промышленности и др. Это привело к тому, что требования к качеству сварных соединений, квалификации персонала, выполняющего их, возросли. Оценку соответствия сварочного производства по группе объектов КСМ отныне выполняет Национальное Агентство Контроля Сварки (НАКС), в структуру которого входит более 100 аттестационных центров, расположенных по всей территории РФ. На заводах и на стройплощадках в обязательном порядке следует применять только сварочные материалы (СМ), сварочное оборудование (СО) и технологии сварки (СТ), аттестованные этих центрах НАКС на группу объектов КСМ.

В ОАО ЦНИИС с 2007 года работает Головной Аттестационный Центр (ГАЦ) «Мосты» по сварочному производству стального мостостроения, аккредитованный НАКС Ростехнадзора, который успешно работает на всей территории нашей страны, выдает документы по аттестации специалистов сварочного производства (I-IV уровни), аттестационных документов на СМ, СО и СТ. Руководителем центра является автор данной статьи. Без аттестационных документов НАКС Ростехнадзора по персоналу (сварщикам и ИТР), СМ, СО и СТ, завод или строительно-монтажное предприятие не имеет права выполнять сварочные работы на объектах КСМ в России.

Таким образом, в нашей стране вся система оценки сварочного производства и контроля, обеспечивающая требуемое качество заводского изготовления элементов КСМ, сборки и сварки этих заводских отправочных марок на стройплощадке по всей технологической цепочке сварочного производства строго обеспечивается и контролируется.

Теперь кратко рассмотрим каждое из 4-х направлений развития сварочного производства, работа по которым проводится под руководством ОАО ЦНИИС.

Первое направление связано с совершенствованием нормативной базы сварочного производства стального мостостроения (рис.1).

Рис.1 Совершенствование нормативной базы сварочного производства

Касается оно в первую очередь заводского изготовления КСМ. Основным нормативным документом по сварочному производству при заводском изготовлении конструкций стальных мостов является Стандарт предприятия СТО-012-2007. Его практическая апробация на российских заводах в течение последних 4-х лет на заводах показала, с одной стороны, правильность и обоснованность с позиции сварочного производства новых технологических решений, заложенных в этом документе, повысилась «культура» и качество заводского изготовления КСМ. Вместе с тем выявились отдельные технологические аспекты, требующие уточнения и развития. Поэтому в 1-м квартале 2012 года с участием ведущих заводов России было принято решение о подготовке изменения № 1 к вышеуказанному стандарту, которое должно учесть все неточности и исправить ошибки, в том числе типографские, а также учесть новые технологические решения, реализованные за последние 4 года. В перспективе на основе дальнейшей практической апробации действующего СТО и изменения №1 планируется выпустить его новую редакцию СТО 012-2007*.

Относительно нормативной базы сварочного производства при сборке и сварке КСМ в монтажных условиях отметим следующее. Основным действующим нормативным документом, на который ссылается СНиП 2.05.03-84* (новая редакция – «Мосты и трубы. Нормы проектирования») является СТО 005-2007. Данный стандарт прошёл практическую апробацию в течение 4-х лет, зарекомендовав себя с самой положительной стороны. С учётом опыта его применения на стройплощадках и уточнения отдельных технологических положений ключевые позиции технологии монтажной сварки введены в новую редакцию СНиП 3.06.04-91 «Мосты и трубы. Производство работ». Этот документ в ближайшее время должен выйти из печати и в 1-вом полугодии 2012 года утверждён к применению.

Второе направление касается совершенствования и развития сварочного производства при заводском изготовлении КСМ. Здесь прослеживаются следующие векторы нашего движения:

- применение роботизированных комплексов для выполнения стыковых и тавровых соединений в различных пространственных положениях (нужно повысить производительность сварочных работ примерно в 1,5 раза); в настоящее время такая работа уже запланирована, включая отработку технологий сварки с исследованием комплекса механических свойств сварных соединений;

- применение новых высококачественных отечественных и импортных сварочных материалов (СМ), что позволит получить высокое и стабильное качество сварных соединений с гарантированным запасом по уровню их механических свойств. Последние разработки ОАО ЦНИИС с некоторыми отечественными и зарубежными фирмами по оценке соответствия СМ для группы КСМ приведены в табл. 2 и 3.

Таблица 2

Порошковые сварочные проволоки для КСМ

Таблица 3

Керамические сварочные флюсы для КСМ

- применение новых технологий заводской сварки КСМ на основе автоматизированных сварочных комплексов, сочетающих вышеуказанное СО и СМ, а также современную сборочную оснастку и стенды.

Третье направление связано с совершенствованием и развитием сварочного производства при сборке и сварке КСМ в монтажных условиях (на стройплощадках). Оно включает в себя следующие стратегические разделы:

- разработку и применение нового типа СО для сборки и сварки КСМ в условиях Севера (при температурах до минус 40°С включительно), что очень актуально в связи с развитием сети автомобильных дорог на обширных Северных территориях РФ (рис.2)

Рис.2 Испытания сварочного оборудования в зимних условиях

при отрицательных температурах

Полностью завершена очень важная в научном и технологическом плане работа над новым отечественным оборудованием – аппаратом вертикальной автоматической сварки со свободным формированием стыкового шва. Он уже запущен в серийное производство в РФ и аттестован нашим ГАЦ (рис. 3)

Рис.3 Сварочный аппарат вертикальной автоматической сварки «Восход»

для группы объектов КСМ, в том числевпервые в северном исполнении, включая зону Б.

- применение новых комбинаций СМ для специфической монтажной односторонней сварки на специальных съёмных подкладках, в том числе в северном исполнении, с применением высокодисперсных наночастиц, получаемых на специальных планетарных мельницах импортного производства (рис.4). Над этой проблемой наш институт сейчас интенсивно работает.

Рис.4 Планетарная мельница, производство Германии

- применение современных технологий сварки (СТ) на основе вышеуказанного нового поколения СО и СМ, что позволит приметно в 1,5 раза повысить производительность сварочных работ в монтажных условиях и одновременно уменьшить расход СМ при гарантированном обеспечении качества и требуемого комплекса механических свойств сварных соединений.

Последнее четвёртое направление – разработка и последующее внедрение в стальном мостостроении России технологий автоматической и механизированной сварки высокопрочного низколегированного металлопроката (класса прочности до С600) и атмосферостойких сталей для КСМ. Данный сегмент деятельности включает в себя следующие разделы:

- разработку совместно с ФГУ «ЦНИИ «Чермет» им. И.П. Бардина» высокопрочных экономно - легированных сталей с пределом текучести sт=600-650МПа специально для стального мостостроения и технологий автоматической сварки (заводской и монтажной) этого металлопроката. Задача очень важная и серьёзная для КСМ, её решением ОАО ЦНИИС планирует заниматься в ближайшие годы;

- разработку комбинаций СМ и технологий заводской и монтажной автоматической сварки (АФ) под флюсом стыковых и тавровых соединений из атмосферостойких сталей нового поколения с гарантированным комплексом механических свойств на основе базовой марки атмосферостойкой стали в РФ -14ХГНДЦ. В настоящее время в нашей стране планируется её достаточно широкое внедрение в стальном мостостроении, в первую очередь - на сети железных дорог, в дальнейшем - применение в автодорожных пролётных строениях. Для этого потребуется разработать специальную технологию монтажной автоматической сварки проката из атмосферостойких сталей.

Таким образом, уже сейчас на основе новых указанных нормативных документов по сварочному производству стального мостостроения и применения современных технологий автоматической и механизированной сварки создаются достаточно сложные и уникальные стальные сварные пролётные строения автомобильных и железнодорожных мостов. В качестве таких примеров следует привести дорожную сеть олимпийского Сочи, уникальные мосты, сооружаемые во Владивостоке в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012, а также транспортные объекты Санкт-Петербурга, Новосибирска, Уфы, Казани и др. (рис. 5-7).

Рис.5 Железнодорожное пролетное строение с цельносварным балластным

корытом со сквозными фермами с ездой понизу в г. Адлере

Рис .6 Монтаж панелей мостового перехода на о. Русский через

пролив Босфор Восточный в г. Владивостоке

Рис.7 Автоматическая сварка под флюсом монтажных панелей

в створе мостового перехода на о.Русский через пролив Босфор Восточный

Все вышеуказанные стратегические пути совершенствования и развития сварочного производства по группе объектов КСМ в России направлены главным образом на обеспечение требуемого качества, снижения трудоёмкости строительства и сроков сооружения сварных пролётных строений стальных мостов, например, Владивостокских. Это в конечном итоге позволит создавать в массовом порядке (серийно) с одной стороны, конструктивно сложные, а с другой - высокоархитектурные пролётные строения мостов, которые будут отвечать всем требованиям надёжности, долговечности и безопасности эксплуатации.

Для связи с автором:

Гребенчук Виктор Георгиевич

тел. +7 (473) 221-82-78; факс +7 (499) 180-52-30;

GrebenchukVGe@Tsniis.com

Источник информации: ЦНИИС


Возврат к списку

Для того чтобы оставить комментарий, Вам необходимо авторизоваться.
3.151529540411

Реклама на портале


Rambler's Top100 Яндекс цитирования
Некоммерческое партнерство "Союз Производителей Бетона",2003-2011
Все права защищены. Публикация информации с сайта без активной гиперссылки на www.concrete-union.ru и согласования с руководством запрещена
Адрес электронной почты info@concrete-union.ru
Размещение рекламы на портале НП "Союз Производителей Бетона"